Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, YouTube, TikTok, РСС JSON Feed

Sample text.

Сделайте нам в ЦМИК!

Серьёзный разговор с картинками минут на 5-7

Иллюстрация Насти Исаченко

«Ваши макеты должны быть подготовлены в цветовой модели CMYK», «Переведите, пожалуйста, все цвета в CMYK!», «Да у вас же пол макета в RGB!». Возможно, вы уже сталкивались с подобным возмущением, а если нет, то в какую типографию не обратитесь — это будет главным требованием к цветам. Давайте разбираться, что такое ЦМИК и почему в этом ЦМИКе надо готовить макеты.

Матчасть

Начнём с матчасти. Всё, что мы делаем в мире диджитала на этих компутерах или мобилках: каждый клик, движение мышкой, иконка или файл, текст, песня или макет — это набор числовых значений, который с помощью понятных машине алгоритмов она визуализирует в понятные человеку картинки на экране. И цвет тут не исключение.

Цветовые модели

Все цвета, которые выводятся на экран или печатаются принтером — для машины тоже набор числовых значений. И чтобы описывать цвет одинаково понятно и для машины, и для человека придумали общие системы координат — цветовые модели.

Основных цветовых моделей несколько: RGB, CMYK, Lab, HSB. Каждая такая модель предназначена для определенных целей и представляет цвет немного по разному.

Например, в диджитале, когда используют графику «на экране», часто говорят про цветовую модель РГБ. А те, кто занимаются печатью, говорят про ЦМИК. Разберёмся, чем РГБ отличается от ЦМИК и как они устроены.

RGB. Принцип работы экрана

Работа экрана похожа на работу гигантской трёхцветной гирлянды на новогодней ёлке, в которой лампочки загораются в хаотичном порядке, раскрашивая её разными цветами.

Примерно так же и на экране. Изображение, которые вы видите получается из комбинаций свечения огромного количества микролампочек — пикселей.

Пиксели очень маленькие, поэтому человеческий глаз не замечает их по отдельности, а сразу воспринимает всё, как готовую картинку целиком.

Образование изображения на экране с помощью пикселей

Каждый пиксель состоит из субпикселей трёх цветов: красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue). Отсюда и название модели — RGB. Субпиксели могут светиться с разной яркостью в каждой точке экрана, создавая при совмещении разноцветное изображение.

Создание разноцветного изображения при совмещении трёх каналов RGB

RGB. Получение цвета

Яркость свечения субпикселей контролируется каналами RGB. У каждого субпикселя: красного, зелёного и синего, есть свой отдельный цветовой канал в тиктоке.

Насколько субпиксели будут ярко светиться и какой цвет от этого в итоге приобретёт пиксель в целом, определяется значением каждого канала соответствующего цвета в диапазоне от 0 до 255.

Изменение цвета с помощью каналов RGB

Например, чтобы получить чистые цвета R, G, B, выкручиваем один канал на 255, остальные два оставляем по нулям.

Чистые базовые цвета RGB

Чтобы получить, например, жёлтый, базовые цвета нужно смешать. Включаем на максимум — R и G каналы, для пурпурного — R и B, а голубой цвет получаем смешивая— G и B.

Чистые цвета в два канала RGB

Если все три субпикселя будут светиться со стопроцентной яркостью, то мы увидим белый цвет. А если значения всех трёх каналов равны нулю — пиксель не светится вообще и на экране получается чёрный.

Белый и чёрный цвет в RGB

А если использовать три канала не на полную, а например, комбинировать их значения — можно получать самые разные цвета и оттенки.

Цвета в три канала RGB

Всего же, с помощью таких манипуляций, RGB поддерживает 255³= 16 777 216 разных цветов, любой яркости и насыщенности, короче дофига. Такой диапазон возможен благодаря особенностям воспроизведения цвета на экране.

RGB. Особенности

Первой особенностью модели РГБ является то, что экран сам излучает свет. Поэтому и цвета мы видим такими, какими их воспроизвёл экран, без искажений.

Как мы видим цвет с экрана монитора

Вторая особенность в том, что цвет мы получаем, складывая каналы светящихся объектов — субпикселей.

То есть, когда мы смешиваем два цвета, новый получившийся становится ярче и светлее, чем два предыдущих. Такой способ получения цвета, по умному, называется аддитивным.

Аддитивная модель синтеза цвета

Из-за того, что экран сам способен воспроизводить свет и генерировать какие угодно цвета, они получаются сочные, яркие и очень насыщенные. И по сути, ограничены лишь цветовыми характеристиками монитора. Чем монитор лучше, тем вкуснее цвета.

Но, к сожалению, для печати всё работает несколько иначе.

CMYK. Принцип работы принтера

Работа принтера похожа на то, как дети в школе смешивают цвета на уроках рисования. В палитре есть базовый набор красок, а чтобы получить другие надо смешать те, что есть. Если, например, смешать красный и жёлтый, получится оранжевый, а если голубой и зёленый — будет бирюзовый.

В CMYK таких базовых красок четыре: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), жёлтый (Yellow) и чёрный (KeyColor). Все остальные цвета получаются из них.

Только, на самом деле, в принтере краски не смешиваются, а ложатся на бумагу отдельными точками базовых цветов, одна рядом с другой или друг на друге. Такие точки называются — растром.

Растры, так же как пиксели, настолько маленькие что мы их не различаем, а видим уже складывающееся из них цветное изображение.

Образование изображения на бумаге с помощью растра

И если в РГБ для получения разных цветов и изображения, лампочки горят вместе, но с разной интенсивностью, то в ЦМИК при печати, каждый цвет наносится по-очереди, в ту область макета, где он должен быть и смешаться с другими.

Создание разноцветного изображения при нанесении красок четырёх каналов CMYK

CMYK. Получение цвета

В отличии от РГБ, цветовая модель ЦМИК не содержит информации о цвете, а просто указывает принтеру, какое количество краски из базовой палитры нужно нанести на бумагу от 0 до 100.

Изменение цвета с помощью каналов CMYK

Например, чтобы получить чистые цвета С, M, Y, выкручиваем один канал на 100, остальные оставляем по нулям.

Чистые базовые цвета CMYK

А если мы включим на максимум два канала, краски смешаются друг с другом и мы получим новые цвета: тёмно-синий, зёленый и красный.

Чистые цвета в два канала CMYK

Для получения белого цвета мы просто не наносим краску на белый лист. А для чёрного используем чистый KeyColor 100.

Но чистый K 100 недостаточно насыщенный, а в некоторых случаях, бывает нужен чёрный, как ночь, тогда к KeyColor каналу можно добавить немного других красок — С40 M20 Y20 K100.

Белый и чёрный цвет в CMYK

Некоторые цвета, как и в РГБ, можно набирать и в три канала. Но для ЦМИК это скорее исключение, чем правило, потому что увеличивается вероятность «перелива» — это когда капли краски уже не впитываются в бумагу, а расплываются и непредсказуемо смешиваются между собой.

Но в некоторых случаях, если не «перелить» — можно получить приятные оттенки.

Редкие удачные цвета в три канала CMYK

В целом, количество цветов которые можно отобразить с помощью ЦМИК сильно меньше, чем в РГБ. Во многом, это определяется особенностями восприятия цвета с печатных носителей.

CMYK. Особенности

Первая особенность заключается в том, что бумага, картон или любой другой печатный носитель не светятся сами по себе напрямую, а способны лишь отражать свет от источников, неизбежно поглощая и преломляя какую-то его часть.

Из-за этого, происходит естественная потеря яркости и насыщенности. В итоге, мы видим, что цвета печатных носителей всегда тусклее и темнее, чем на экране.

Как мы видим цвет отражённый от листов книги

Во-вторых, не только сама бумага, но и краска поглощает свет. А при смешивании нескольких цветов для получения нового, смесь красок поглощает ещё больше света и новый цвет всегда неизбежно становится темнее.

То есть образование нового цвета получается с вычитанием яркости предыдущих. Такой метод синтеза называется субстрактивным.

Субстрактивная модель синтеза цвета

Окей, светит, отражает, аддитивный метод, субстрактивный, пиксели и растры, в чём проблема то? Почему нельзя отправить макет просто в РГБ как есть?

Проблема автоперевода из РГБ в ЦМИК

Проблема в том, что даже если вы отправите макет для печати в РГБ, принтер всё равно автоматически переведёт все цвета в ЦМИК, потому что он не может видеть их по-другому.

А ещё машина не понимает как будут выглядеть цвета в реальном мире. Ей точно всё равно и на аддитивный метод, и на субстрактивный, и что там светится само, а что отражает.

Задача машины просто подобрать и перевести максимально похожие циферки из одной цветовой модели в другую, без учёта хотелок печатников, возможностей и ограничений. Короче, если кратко — машине насрать.

Поэтому хотите вы этого или нет, но чтобы сделать крутой печатный макет с максимально яркими и насыщенными цветами перевод из РГБ в ЦМИК придётся брать в свои руки и настраивать цвета вручную.

Давайте закрепим ✓

  1. Принтер печатает и видит макет только в ЦМИК и даже если вы отправите на печать РГБ он всё равно переведёт цвета в ЦМИК, но плохо.
  2. Автоматически принтер всегда переводит цвета плохо, потому что машина просто перегоняет одни циферки в другие, не учитывая особенностей цветовых моделей.
  3. Главная особенность в том, что экран сам светит уже нужным нам цветом, а бумага может только отсвечивать цветом от внешних источников.
  4. Но даже тот свет, который попадает на бумагу теряет насыщенность, потому что краски его поглощают, и чем больше слоев и количества краски, тем темнее и невзрачнее результат.
  5. Поэтому самые яркие цвета в ЦМИК — это базовые цвета и цвета в два канала, что сильно ограничивает палитру в сравнении с РГБ.
  6. В итоге, чтобы получить предсказуемые и максимально вкусные цвета на печати надо забыть про РГБ и работать сразу с той палитрой, которая есть в ЦМИК.
  7. Но не стоит расстраиваться, даже того, что есть хватит на кучу прекрасных макетов :)

✍︎ Павел Лемба
✂︎ Андрей Павлушин

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
 1149   2022   печать   цвет
Популярное